szhaman (szhaman) wrote,
szhaman
szhaman

Categories:

Виленский формальный праздничный народный костюм

Зашел тут разговор про праздничную формальную одежду. Сразу все вспомнили шотландские килты с их клановыми узорами.

Но вот мало кто знает, что когда в конце 18 века, Польшу заполонили французские костюмы - с иноземной модой даже законодательно боролись. Тем самым введя формальный праздничный польский костюм!



Na sejmie roku 1776 uchwalono dla posłów mundury wojewódzkie, czyli barwę ich kontuszów i żupanów, którą pozostawiono do uznania i wyboru województwom. Na sejm w r. 1778 posłowie przybyli już w barwach przez województwa postanowionych, które były następujące:
....
woj. Podlaskie: kontusz szafirowy, wyłogi karmazynowe, żupan biały;
woj. Wileńskie: kontusz granatowy, wyłogi i żupan karmazynowe;
księstwo Żmudzkie: kontusz szkarłatny, wyłogi niebieskie, żupan biały;
woj. Smoleńskie: kontusz karmazynowy, wyłogi i żupan granatowe...

Как видно из официального закона - виленские официальные формальные цвета жупана и контуша были следующие:



Так что мой формальный праздничный народный костюм должен выглядеть так:



А я еще поражался - почему мне так нравятся темно-синие пальто. Не иначе генетическая память :)
Теперь осталось розовые рубашки носить

П.С Если кому интересно что из себя представляли жупан и контуш - под кат



Жупан - старинный дворянский (шляхетский) костюм, род сюртука, его часто носили под контушом. Шляхетские жупаны изготовлялись, как правило, из однотонного сукна всех категорий качества - от дорогих итальянских, английских, голландских до более дешевых немецких и местного производства. Шили также жупаны из недорогого домотканого сукна (белого и серого оттенков), шелка, хлопчатобумажных (киндячных) и льняных тканей, а также стеганые, с хлопком или шерстью внутри. Реже (и обычно это было платье очень состоятельных и влиятельных людей) жупаны изготовлялись из узорчатой материи, с растительным орнаментом.


Вот как раз жупан правильного формального виленского цвета

Наиболее популярные цвета жупанов: красный всех оттенков, синий, зеленый (папужи), белый и светло-серый, а в начале XVII века редко, но встречается
черный.
Во время траура, погребальных церемоний и во время поста представители зажиточных классов носили жупаны из черного фабричного сукна.
В начале-середине XVII века носили различные по длине жупаны по щиколотку или по колено, с воротником-стойкой, высоким в начале века и сузившимся к его середине. Рукав жупана до 1630-х годов был не очень широким, но на крое 1640 года он уже заметно шире. Жупан, как правило, запахивался на левую
сторону, изредка на правую.
Кроились жупаны с цельной спинкой с явно выраженной талией и расширяющейся книзу. Для придания полам трапециевидной формы, если не позволяла ширина ткани, в бока вшивались клинья и дотачивались углы на полах. Полы жупанов могли иметь внизу по бокам небольшой разрез. Застегивались жупаны
посередине груди или с заметным запахом на левую сторону на пуговицы из крученого шнура, паяные, литые, латунные и посеребренные. Рукава кроились
широкие в плечах, длинные и сужающиеся к запястью. Окончание рукава оформлялось в виде фигурного отворота закарваша, в форме так называемого «собачьего уха» или мысика.



Рукав на жупане застегивался на пуговицы или крючки, числом обычно около пяти. Край верхней суконной ткани могли обметать, но не
загибали внутрь, подгибалась и подшивалась подкладка. Если толщина ткани и ее эластичность позволяли (например, на жупане из тонкого сукна, льна, хлопка
и шелка), могли подворачивать и сшивать оба слоя ткани. Многие жупаны обшивались по месту соединения верхней ткани и подкладки шнуром. В этот же шнур на груди и рукавах вставлялись (ушком) пуговицы, с противоположной стороны формировались петли.
Существовали и другие варианты крепления: например, пуговицы нашивались на самый края борта, а петли вставлялись в пробитые дырочки на лицевой
ткани. Подбивались жупаны разными тканями от шелка до цветного и окрашенного льна. Как правило, жупаны украшали на груди нашивками
из галуна, крайне редко, но встречаются упоминания и изображения нашивок из плетеного шнура.



Поверх жупанов надевались контуши


Вот контуш тоже правильного формального виленского цвета. Но раннего фасона - еще без разрезов на рукавах

Контуши стали популярны в шляхетской среде к 1640-м годам и шились из сукна разных сортов или шелка. Подкладкой суконным контушам могла служить шелковая ткань, часто они подбивались мехом.
В актах встречаем такие контуши: «контуш атласовый коралловый», «контушов пара один пулгранатовий, атласом подшитий, жолтий, контуш фалендишевий зелений, с потребами папужимі».

Однако не всегда контуши шились из дорогих тканей.
Ян Хризостом Пасек в своих мемуарах пишет о серых суконных и даже тиковых контушах, носившихся во время войны.
Известные нам описания, изображения и сохранившиеся контуши демонстрируют, что к середине XVII века они
еще не приобрели разрезы на рукавах.



Последнее массовое использование такого формального польского костюма, как жупан и контуш, было популярно еще в межвоенный период, особенно на семейных торжествах богатых дворян и аристократов: свадьбах, торжествах, похоронах.



Жених был одет в жупан, контуш, делию, шляхетскую шапку с пером. На боку - усыпанная драгоценными камнями сабля-карабелла.Невесты надевали контушики, украшенные белым мехом



Subscribe

  • Плакат

    "Кто в Бога верит!" Плакат призывающий защищать Вильно от большевиков

  • Какой пиздецок

    "Нарушители рассказали, что в Литве они находились в лагере для беженцев. Там силовики их допрашивали и принуждали давать показания против…

  • Ещё тонкого польского юмора

    -Знаете чем израильский солдат отличается от коронавируса?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Плакат

    "Кто в Бога верит!" Плакат призывающий защищать Вильно от большевиков

  • Какой пиздецок

    "Нарушители рассказали, что в Литве они находились в лагере для беженцев. Там силовики их допрашивали и принуждали давать показания против…

  • Ещё тонкого польского юмора

    -Знаете чем израильский солдат отличается от коронавируса?